• Корень всех явлений сансары и нирваны — твой собственный ум.
  • Лучшее действие — то, при котором всё в ладу с Дхармой.
  • Влечение сознания к шести внешним объектам чувств — коренная причина всех иллюзорных представлений и источник всякого страдания.
  • Великие риши, обладающие пятью способностями ясновидения,
    Умеющие летать по небу в любую даль, —
    Даже они не отыщут такого места,
    Где царило бы бессмертие.
  • Пусть конечной опорой ума будет Дхарма. Пусть конечной опорой Дхармы будет подвижничество. Пусть конечной опорой подвижничества будет смерть. Пусть конечной опорой смерти будет пустынное место.
  • Причин смерти очень много.
    Причин жизни очень мало,
    Но и они становятся причинами смерти.
  • Если корень целебный, то и побег целебный.
    Если корень ядовитый, то о побеге и говорить нечего.
    Благое и не благое действие можно различить только по намерению,
    А их внешнее проявление и величина его не имеют значения.
  • Действуя с чистым намерением,
    Тот, кто положил подметку на голову Будде,
    И тот, кто ее убрал, —
    Оба, как сказывают, стали царями.
  • Не относись беспечно к мелким заслугам,
    Полагая, что от них не бывает большой пользы, —
    Собирая крошечные капли воды, можно наполнить большой сосуд.
  • Жизнь у человека — словно у животного на бойне:
    С каждым мигом смерть все ближе. Берегись!
    Откладывая все на завтра и послезавтра,
    На смертном одре будешь горько плакать.
  • Мирская работа не закончится никогда, до самой смерти.
    Ее можно закончить, только бросив, — такова ее природа.
  • Совершённые в прошлом неблагие действия
    Подобны проглоченному яду.
    Их не искупит раскаяние, лишенное чувства сожаления.
    Так раскайся же, испытывая стыд, страх и великое сожаление.
  • Видеть, что ни у божеств, ни у демонов нет независимого бытия —
    вот уверенность в воззрении.
    Не отвлекаться и не сосредоточиваться — вот суть медитации.
    Не принимать и не отвергать — вот суть поведения.
    Не питать ни надежды ни страха — вот суть высшего плода.
  • Говорят, что, если, услышав о заслугах других людей,
    Отбросишь неблагие завистливые мысли
    И порадуешься искренне, от чистого сердца,
    Это принесет тебе точно такие же заслуги.
  • Если пытаешься освободить других,
    Хотя сам не выбрался на берег освобождения,
    Это так же нелепо, как попытка спасти утопающего,
    Когда тебя самого уносит поток.
  • Лучшие друзья — внимательность и бдительность.
    Лучшие вдохновители — враги, препятствия, болезни и страдания.
    Лучший метод — ничего не придумывать.
  • Прячь тело, один пребывая в диких горах,
    Прячь речь, общенья избегая и говоря немного,
    Прячь ум, свои лишь недостатки осознавая непрестанно —
    Вот значит что быть скрытым йоги.
  • Нет времени на счастье — исчезнуть может в миг,
    Страдать не хочешь если — страданье Дхармой уничтожь,
    Счастье иль горе впереди, узнай его как следствие своих деяний прошлых,
    И отныне, надежды и сомнения отринь, о ком бы ты ни думал!
  • Любая речь подобна эху — так сказали будды,
    Но в наши дни она скорее эхо эха,
    Что эхо говорит и что оно же значит — не одно и то же,
    Так что не внемлите ее хитросплетеньям!
  • Первые врата на Пути к Пробуждению это опора на духовного Учителя. И поэтому следует с полным доверием и без сомнений исполнять то, что он говорит.
Дза Патрул Ринпоче
Корзина
Выбрано: 0
Общая сумма: 0

Буддизм

Задолго до появления естествознания люди пользовались многообразными религиозными воззрениями, обусловленными верой в сверхъестественное, а так же универсальных принципов, в рамках которых существует и изменяется бытие. К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и постигаемые умом явления посредством понятий «субъективного мышления».

Как закономерный противовес огромному влиянию религиозно- философских систем в XVI—XVII веках появилась фундаментальная наука, методология которой подразумевает теоретические и экспериментальные научные исследования основополагающих явлений окружающего мира.

Однако, задолго до европейского "научно-философского ренессанса", более двух с половиной тысяч лет назад на территории современной Индии принцем Сиддхартхой Гаутамой, получившим впоследствии имя Будда (санскр. буквально — «пробудившийся», «просветленный») было основано учение, которое сегодня во всём мире известно как буддизм.

Буддизм объединяет в себе все три вышеперечисленных способа познания мира – это религия, потому что в буддизме присутствует аспект веры, это философия, потому что буддизм - это философское мировоззрение и наконец, буддизм - это наука. Это наука об уме, о причинно-следственных взаимодействиях, о субъективном и объективном.

Основные положения учения Будды

В основе буддизма лежит концепция множественных миров – круговорота бытия, называемого сансарой, во всех уголках которой у бесчисленных живых существ есть ум. С точки зрения буддизма, ум любого живого существа изначально обладает потенциалом состояния будды, он изначально свободен от концепций и не омрачен. По природе он как кристалл: незамутнённый, прозрачный и ясный. Всех обладающих умом живых существ объединяет одно – желание счастья и нежелание страданий.

Как же оказаться в своём истинном состоянии и освободить ум от страданий?

Для этого недостаточно использовать только логический анализ. Будда оказался профессиональным учёным и практиком. Он исследовал и экспериментально реализовал суть всех явлений, а затем оставил эти знания в виде учения, все методы которого предназначены для обнаружения истинного состояния нашего ума. Для достижения освобождения существуют специальные методы и правила. Но во главе всех методов стоит медитация - созерцание своей изначальной природы и состояния спокойствия ума.

В соответствие с разными способностями учеников, все методы буддизма можно разделил на три: Сутраяна, Ваджраяна и Дзогчен.

Сутраяна

Богат тот, кто беден желаниями.
Демокрит

Методы сутраяны (или сутры, от санскр. sutra) подразумевают медитацию c объектом сосредоточения или без него. Для достижения покоя ума и реализации всех явлений вводится понятие двух истин: относительной и абсолютной.

Сутра оперирует понятием шуньяты или пустоты, которая и есть абсолютная истина. Относительная же истина - это сансара. Полная реализация шуньяты называется состоянием нирваны. С точки зрения сутры это состояние абсолютного спокойствия, проникновения в суть всех явлений, угасание омрачённого сансарического восприятия, которое и является причиной всех страданий. Сутраяна

Главный принцип в сутрической системе Хинаяны, называемой так же Малой колесницей - это намеренное ограничение себя от ситуаций и действий, которые могут проявиться как негативная карма.

В сутрической системе Махаяны, называемой так же Колесницей бодхисаттв, высшей реализацией считается достижение состояния Праджняпарамиты или Запредельной мудрости, где вводится очень важное в буддизме понятие: бодхисаттва - тот, кто осознанно отказывается от нирваны ради спасения всех живых существ, проявляя бодхичитту — устремлённость к пробуждению на благо всех живых существ. Идея бодхичитты является главным побуждением в системе Махаяны для достижения освобождения, поскольку в его основе лежит сострадание ко всем живым существам, испытывающих страдания в сансаре и стремление всех их привести к нирване. Любой буддист мирянин в Махаяне может и должен порождать в себе устремление бодхичитты и принимать обеты бодхисатвы, тогда как в Хинаяне основным обетом является обет личного освобождения. Все методы Сутры уделяют особое внимание накоплению заслуг и мудрости, а так же полному отказу от негативных деяний и намерений, которые порождают негативную карму и как следствие страдания.

Сутра работает в первую очередь с материальным миром и с нашим телом, поэтому её называют так же путём отречения.

В настоящее время сутрический буддизм получил широкое распространение в странах юго-восточной Азии: Тайланд, Мьянма, Камбоджа, Вьетнам, Корея, а так же на Шри-Ланке и в Индии.

Ваджраяна

Из разнообразия возникает совершенная гармония.
Гераклит Эфесский

Ваджраяна (или ещё её называют тантра (санскр., tantra), что дословно означает продолжение. Она сильно отличается от пути отречения, потому что здесь не нужно ни от чего отказываться. Основной принцип тантры заключается в преображении негативных эмоций и страстей, в мудрость, поскольку у них та же истинная природа, что и у мудрости. Преображаясь, мы не изменяем своего истинного состояния, понимая, что оно как золото обладает непреходящей ценностью. Тот, кто находится в понимании этого факта и способен жить в этом состоянии, является просветлённым существом, а если не осознавать этого, тогда всё проявляется как нечистое и двойственное видение, а страсти приносят страдания - это называется сансара.

Практикуя медитацию, мы можем долгое время оставаться в покое, без мыслей. Мы думаем, что это и есть состояние пустоты, но это только опыт пустоты. Всё, что нас окружает, связано с опытом! Например, ощущение нашим телом горячей или холодной воды – это непосредственное переживание, которое превращается в опыт. Реализовать опыт чистого, недвойственного восприятия благодаря прямому переживанию является основной задачей тантры. Истинное состояние ума это не только пустота, как она понимается в cутре, но это ещё движение и внутренняя энергии.

Поэтому, что бы практиковать тантру, сначала осваивают состояние пустоты. Затем из пустоты благодаря звукам и мантрам возникают образы. Звук это основа, из которой всё проявляется. Тантра в отличие от сутры активно использует энергию звука, поэтому её так же называют Мантраяной. Мантра – это звуковая вибрация, сочетание нескольких звуков или слов, как правило, на санскрите, в которых заключена сакральная сила. Мантры и медитация в совокупности работают с энергиями трёх ядов: гневом, привязанностью и неведением…

Далее при помощи мантры и визуализации, которая есть порождение нашего ума, мы устанавливаем связь с божеством на уровне тела, речи и ума. Очень важно понимать, что визуализируемое не является чем-то отдельным, оно воображение нашего ума, которое и является главным методом тантры для получения и закрепления опыта чистого, недвойственного восприятия. Это не "физическое" взаимодействие с Буддой как в сутре, ибо в тантре он присутствует везде, а мы взаимодействуем с ним на уровне энергии визуализации, поэтому, принцип тантры больше связан не с материальным уровнем, а с уровнем энергии.

Для продвижения на пути тантры так же немаловажную роль играет опытный учитель(или лама в традиции тибетского тантрического буддизма), который способен передать опыт переживания и необходимые тантрические посвящения и мантры ученику.

Великий махасиддха Тибета гуру Падмасамбхава сказал:

"Если вы следуете своему тантрическому учителю, то для достижения результата у вас должно быть представление о нём как о полностью реализованном существе"

Итак, трансформация неблагого мышления в благое и обычного видения в состояние недвойственности - так можно обозначить основную задачу методов тантры.

Дзогчен

Ум, несомненно, первое условие для счастья.
Софокл

Дзогчен буквально переводится с тибетского языка как "Великое Совершенство" и в свою очередь отличается от методов тантры. Дзогчен – это и есть наше истинное изначальное состояние.

В учении Дзогчен очень важно обнаружить , а не верить! Хотя вера так же нужна, ибо необходима преданность учению, но это не самое важное. Самое важное знать наш опыт. В этом случае мы должны знать особенности…

Главный принцип учения Дзогчен - это самоосвобождение. Самоосвобожджение означает, что мы распознаём нашу ситуацию, как совершенную и её не нужно преображать. Мы обнаруживаем совершенство нашего состояния. В нас есть внутренняя способность или потенциал быть счастливым и это естественное наше состояние, которое необходимо распознать, а как только это происходит, мы выходим за пределы двойственности, за пределы принятия или отвержения. Идея использовать огромный потенциал изначального состояния для достижения чистого видения – это и есть высший смысл учения Дзогчен! Он не требует от практикующего отказываться от страстей или преображать нечистое в чистое, он за пределами ограничений. Необходимо обнаружить и развивавать в себе спонтанное, то есть без усилий, это естественное изначальное состояние Дзогчен.

Дзогчен это объединение с пространством. Мы смотрим в пространство – мысли возникают, но мы за ними не следуем. Это недвойственное пространство. Это объединение. Когда мы объединяемся с пространством и распознаём его, то мы выходим за пределы принятия/отвержения. Но объединиться с кармическим видением не так то просто… Можно без усилий расслабиться в этом состоянии. Мы не следуем за хорошими или плохими суждениями… Если мы не следуем за мыслями, они возникают сами собой и уходят сами собой. Ведь большинство проблем возникает из-за устойчивой веры в существование Я, которые постепенно исчезают по мере продвижения по пути Дзогчен. Он помогает объединяться с внешними условиями, работает с обстоятельствами, и как следствие автоматически отпадает необходимость убегать от сансары.

Принятие и отвержение всегда связано с концепциями ума, таким образом мы растворяемся, применяя практику дыхания, объединяемся в А и объединяем жизнь со своим пониманием.Дыхание в прямом смысле означает жизнь. Для любой практики нам ещё необходимо правильное намерение – бодхичитта, а так же преданность и осознавание ценности учителя.

Все методы буддизма предназначены для обнаружения истинной природы ума

Во всех трёх случаях буддизм - это учение о правильном использовании энергии, способностей и потенциала ума, то есть в повседневном смысле учение Будды - это маяк в безграничном океане сансары, помогающий заблудшим живым существам.

Это развитие благого мышления и концепции вне ЭГО, ведь над умом нужно постоянно работать.

Буддизм подразумевает усердие в добродетели и целенаправленное духовное совершенствование. Он построен на принципах любви ко всем живым существам, сострадания и альтруизма и активно преображает как ум отдельных живых существ, так и окружающий мир в целом, ибо как гласит древняя аксиома "измени себя и ты изменишь мир", поэтому можно утверждать, что буддизм - это учение о природе ума и об "экологическом" мышлении.

Я дал вам путь, а реализация зависит уже от вас.
Будда Шакьямуни.