Дзогчен Джигме Чолинг
Московский буддийский центр
русский | english

Нингма

Падмасабхава

Нингма или «Школа ранних переводов» — древняя школа тибетского буддизма, основанная на ранних переводах наставлений Будды. Считается, что переводы на тибетский язык, сделанные до конца Х века, относятся к школе Нингма, а более поздние, начиная с Лоцавы Ринчен Занпо (958–1055) и далее, принадлежат новым школам — Сакья, Кагью и Гелуг.

Ключевой фигурой традиции Нингма был Падмасамбхава, которого пригласил в Тибет царь Трисонг Децэн (755–797 или 804). Буддизм начал проникать в Тибет из Индии в IV веке, но встретил противодействие и долгое время находился в упадке. Настоящий его расцвет пришёлся на годы правления Трисонг Децэна, и упрочить его помог Падмасамбхава. Его жизнеописание повествует о том, что он прожил в Тибете более 50 лет, завершил строительство монастыря Самье, где были переведены ранние буддийские тексты, и давал наставления об учении Будды. В мире людей Будда в основном передавал учение сутры, а Падмасамбхава — учение тантр. Его вклад в развитие буддизма в Тибете так велик, что его называют Гуру Ринпоче («Драгоценный Учитель»).

Ещё одним великим учителем школы Нингма был Шантаракшита, который принёс в Тибет монашескую линию передачи, а также организовал первые переводы буддийских текстов на тибетский язык. Именно он, столкнувшись с сильным противодействием, посоветовал правителю пригласить в Тибет Падмасамбхаву.

Отличительной особенностью школы Нингма являются девять колесниц — систем практик и разъяснений, которые суммируют наставления Будды и подают их в практическом ключе. Девять колесниц включают в себя три внешние колесницы, относящиеся к Сутраяне, и шесть тантрических колесниц, относящихся к Тантраяне.

Три колесницы Сутраяны, уводящие от источника страдания, называются колесницами шравак, пратьекабудд и бодхисаттв. Все три подразумевают путь отречения от мирского; при этом две первых относятся к Хинаяне или Малой колеснице (система практик для тех, кто нацелен на личное освобождение), а третья — к Махаяне или Большой колеснице, предназначенной для тех, кто стремится к освобождению всех живых существ.

Остальные шесть колесниц относятся к Тантраяне. Они подразделяются на три внутренние колесницы ведического аскетизма (три внешних класса Тантры) и три тайные колесницы мощных методов трансформации (три внутренних класса Тантры).

Три колесницы ведического аскетизма: 1) Крийя-тантра, 2) Чарья-тантра и 3) Йога-тантра. Три тайных колесницы мощных методов трансформации: 1) Махайога, 2) Ануйога и 3) Атийога. Учения Атийоги, известные также как Дзогпа Ченпо или Великое Совершенство, существуют только в школе Нингма.

В Нингма выделяют две системы передачи учения — «кама» и «терма». Термин «кама» относится к линии устной передачи — наставлениям Будды, которые передавались из уст в уста от учителей к ученикам, а позже вошли в письменные своды наставлений. «Терма» называются передачи в форме «скрытых сокровищ», которые Падмасамбхава сокрыл для будущих поколений, чтобы в нужное время их открыли тертоны (мастера, способные находить тайные учения-клады). Терма подразделяются на «терма земли» (наставления в форме материальных предметов, например, свитков) и «терма ума» (наставления, которые возникают в потоке ума тертона).

Патрул Ринпоче и Гуру Ринпоче